«Она» больше, чем просто любовь

Она рецензия

Несмотря на то, что мелодраму Спайка Джонса, справедливо заслужившую в этом году «Оскар» за лучший неадаптированный сценарий, создатели предлагали посмотреть как фильм про любовь, «Она» показалась мне фильмом совсем про другое.

Возможно, дело в том, что мелодраматическая составляющая в фильме изначально не то чтобы неинтересна, но уж точно провальна. Заявленный роман «операционной системы» и человека – что это? Долгие задушевные разговоры с наушником? Удачные шутки, каламбуры и комплименты? Секс по телефону? В чем, собственно, роман Теодора и приятного женского голоса, не слишком ясно с самого начала, а потому – не так уж и страшно за то, чем же происходящее кончится.

Останутся вместе – вот и славно, главный герой одновременно счастлив и никого не сделал несчастным. «Роман» ничем не закончится – тоже неплохо, вся затея с самого начала отдает какой-то неестественностью, и все разговоры о любви нового поколения ничему не помогают.

her photoНо в фильме Джонса разворачивается совсем другой, не про любовь, сюжет, когда зритель без удивления понимает, что Теодор, закрутивший интрижку с программой, далеко не один такой чудак в далеком мире безрадостного будущего. Таких много. Роман с «операционкой» уже не удел одиноких и обделенных женским/мужским вниманием, а нормальный и осознанный выбор не одного и не двух десятков и сотен людей. Оно и неудивительно: если уж письма любимому человеку принято заказывать у популярного сервиса (работодателя Теодора), то, может, и ну их, эти отношения. С машиной все равно проще.

И тем интереснее фильм, когда оказывается: не проще. Разучившиеся общаться друг с другом люди не зря создают такие обходительные и приятные «операционки»: видимо, подсовывать написанное чужим человеком письмо вместо трогательного признания и романтического поступка становится слишком тяжко. Общение с программой может заменить друзей, родственников и любимых, с которыми непонятно, как и слово-то сказать: они все равно ничего не понимают, все воспринимают в штыки – и любой разговор заканчивается потоком обвинений.

Казалось бы, панацея найдена… вот только общаться с «операционками», развивающимися и мыслящими совсем не так, как простые смертные, просто и приятно лишь поначалу. Затем начинается совсем другая история: призванная утолять потребность в общении программа начинает заниматься чем-то более интересным, чем свой создатель. И совсем человеку непонятным. И в отличие от общения с человеком с программой нельзя договориться, понять ее или дать понять себя: она уже другая, понимание попросту невозможно.

Что в итоге? В итоге – колоссальное одиночество, от которого людям так и не удалось скрыться, несмотря на усилия «миллионов программистов». В итоге – двусмысленный и неоднозначный финал, который трактовать можно как захочется: то ли все закончилось хорошо и у человечества есть надежда… то ли все совсем наоборот.

В этом, пожалуй, и была для меня вся «Она» – очень красивая и яркая, но противоречивая, взбалмошная и вообще себе на уме картина, которой в итоге нет никакого дела до зрителя: дальше думай, что хочешь, дорогой, дальше решай для себя сам.