Хоббит: Нежданное путешествие

hobbit index - Хоббит: Нежданное путешествие

Фильм «Хоббит: Нежданное путешествие», в отличие от своего «сиквела» «Властелин колец», не оставляет оснований для споров, насколько экранизация приближена к  первоисточнику. С первых минут  становится понятно, что картина – не дословное изложение книги Дж. Р. Р. Толкина «Хоббит, или Туда и обратно». Пожалуй, это даже не фильм по мотивам и не фантазия создателей на заданную тему. Это игра.

Питер Джексон играет всем и вся. Во-первых, сюжетами: помимо «родных» линий оригинального произведения он включил в фильм ряд моментов, неожиданных для зрителей, знакомых с первоисточником. Причем неожиданности не заставляют себя ждать: фильм «Хоббит» начинается отнюдь не с хоббитов – до появления первого мохноногого коротышки перед зрителями успевает развернуться эпическая история изгнания гномов с родных земель беспощадным и очень жадным драконом Смаугом.

Хоббит: Нежданное путешествиеДальше сюжет вроде встает на заданные книгой рельсы – хоббит Бильбо (Мартин Фриман) в компании воинственных гномов и волшебника Гэндальфа (Иэн Маккеллен) отправляется в путешествие, цель которого – освободить гномскую вотчину от Смауга. Однако рельсы вскоре начинают ветвиться, и вот уже в повествовании появляется огромный бледный орк Азог, имеющий зуб на предводителя гномов Торина Дубощита (Ричард Армитаж), а также загадочный Некромант, оживляющий призраков и управляющий ордами орков. Со всем этим «добром» ключевым героям, очевидно, предстоит разбираться во второй и третьих частях. Появление побочных сюжетов, в принципе, понятно: «Хоббит» – книга небольшая, ее и на один-то полнометражный фильм могло не хватить, не говоря о трех.

Игрой сюжетами товарищ Джексон не ограничился, устроив кучу-малу из персонажей. В фильм перекочевала едва ли не половина старой гвардии «Властелина колец», в том числе Фродо (Элайджа Вуд), Галадриэль (Кейт Бланшетт) и Саруман (Кристофер Ли, которому, на минуточку, во время съемок стукнуло аж девяносто – а все бодрячком!). Также немало экранного времени отведено персонажам, которые в книге либо упоминались вскользь, либо не упоминались вовсе. В повествование включили Радагаста Бурого (Сильвестр Маккой) – волшебника, похожего на потрепанного временем и дорогами хиппи; говорливого и жабоподобного короля гоблинов; дерущихся булыжниками великанов.

В общем же в «Хоббите» заметно смещение акцентов в сторону забавных, несерьезных образов – все-таки это изначально детская сказка, а не полноценный эпос вроде «Властелина колец». Гномы, невероятно похожие на бравых шотландских парней из «Храброго сердца» (Торин Дубощит так и вовсе вылитый Уильям Уоллес, разве что не вопит: «Свобода!!!»), горланят застольные песни; потешно укуренный Радагаст разъезжает на санях, запряженных кроликами; Горлум, силясь напрячь извилины, корчит смешнейшие рожицы – даром что только что освежевал и съел целого орка.

Но, конечно, основную игру создатель фильма ведет со зрителями. Как бы их заманить не на один фильм, а на три? Так в «Хоббите» и появились новые сюжеты, новые персонажи, новые технологии – как известно, это первый фильм, который снимается частотой 48 кадров в секунду (кстати, автору этих строк не удалось особенно оценить новшество – фильм, безусловно, красив, но чего-то сверхнеобычного в картинке не наблюдалось). Удалось или нет Питеру Джексону разыграть население планеты, покажут кассовые сборы.