Новый паром Glen Sannox для острова Арран выбрасывает 10 391 тонну CO2 в год — на треть больше, чем старое судно Caledonian Isles. Анализ выбросов показал неэффективность проекта стоимостью более 100 миллионов фунтов стерлингов.
Glen Sannox — первый в Великобритании паром с возможностью работы на сжиженном природном газе (СПГ) и судовом дизельном топливе. Его строительство на верфи Ferguson завершилось с многолетней задержкой и значительным превышением бюджета.
Более высокий углеродный след нового судна связан с двумя факторами. Во-первых, паром существенно тяжелее предшественника из-за увеличенной вместимости — 127 автомобилей против 90. Во-вторых, двигатели на СПГ выбрасывают метан — парниковый газ, который в 28 раз сильнее влияет на глобальное потепление, чем CO2.
Эксперты из Университетского колледжа Лондона считают, что с учетом “углеродной стоимости” импорта СПГ из Катара экологичнее было бы эксплуатировать судно на дизельном топливе. Сейчас газ доставляется автоцистернами за 445 миль из терминала в Кенте.
Агентство CMAL, владеющее паромом, называет СПГ “переходным топливом” и признает, что технология оказалась менее эффективной, чем предполагалось в 2014 году. Тогда прогнозировалось снижение выбросов на 400 тонн в год.
Эксперты видят будущее шотландских паромов в электрификации. По оценкам CalMac, около 90% маршрутов можно обслуживать полностью электрическими судами при наличии необходимой инфраструктуры быстрой зарядки.