Масштабный анализ 19 миллионов рейсов частных самолетов показал рекордный рост выбросов CO2 и неэффективное использование воздушного транспорта состоятельными людьми
Новое исследование, опубликованное в журнале Communications Earth & Environment, раскрывает тревожную тенденцию в сфере частной авиации. Анализ более 19 миллионов рейсов, выполненных 25 тысячами частных самолетов с 2019 по 2023 год, показал значительный рост выбросов парниковых газов.
Согласно данным, количество частных самолетов увеличилось на 28%, а общее расстояние полетов выросло на 53%. При этом почти половина всех рейсов совершается на расстояние менее 500 километров, а около 900 тысяч полетов — менее чем на 50 километров.
США занимают лидирующую позицию с долей в 69% всех частных рейсов. В десятку стран с наиболее активным использованием частной авиации также входят Канада, Великобритания и Австралия. За пределами США и Европы основными точками концентрации частных перелетов являются Бразилия, Ближний Восток и страны Карибского бассейна.
Исследование показало, что значительная часть полетов совершается в развлекательных целях. Например, количество рейсов на Ибицу (Испания) и в Ниццу (Франция) достигает пика в летние месяцы и концентрируется вокруг выходных. Даже такие мероприятия, как Всемирный экономический форум в Давосе, привлекли 660 частных рейсов, а климатический саммит COP28 в Дубае — 291 рейс.
Профессор Стефан Гёсслинг из Университета Линнея в Швеции, руководивший исследованием, подчеркивает: “Состоятельные люди составляют очень малую долю населения, но их вклад в увеличение выбросов растет очень быстро и в огромных масштабах. Текущий рост глобальных выбросов происходит именно за счет верхушки общества”.
Эксперты предлагают ввести дополнительные меры регулирования, включая плату за климатический ущерб (около 200 евро за тонну CO2) и повышение сборов за посадку частных самолетов. По мнению исследователей, сбор в размере 5000 евро мог бы стать эффективным сдерживающим фактором, примерно удвоив стоимость типичных частных перелетов.