Новый отчет показывает справедливый путь к городской мобильности с нулевым уровнем выбросов. Простые изменения, такие как батареи электромобилей меньшего размера, могут значительно повысить эффективность использования ресурсов. Однако комплексное снижение зависимости от автомобилей будет иметь первостепенное значение.
Транспорт является крупнейшим источником выбросов углерода в Соединенных Штатах и единственным сектором, где выбросы все еще растут. Но переход к более электрифицированному транспорту идет полным ходом. Многие страны планируют запретить продажу автомобилей, работающих на газе, к 2035 году. Электрификация всего автопарка США является краеугольным камнем климатического плана.
Новое законодательство обеспечивает серьезные стимулы для электрификации транспорта. К 2030 году половина всех продаж новых автомобилей в США будет приходиться на электромобили (EV). Компании планируют прекратить продажи автомобилей с бензиновым и дизельным двигателем задолго до середины века.
Проблемы электротранспорта
Но всё ещё существует проблема: многие электромобили американского производства слишком велики. По данным Международного энергетического агентства, на рынке электромобилей США доминируют внедорожники и большие автомобили. Аккумуляторы электрических внедорожников часто в два-три раза больше, чем у небольших электромобилей, для которых требуются более важные металлы, такие как литий. К 2050 году только США потребуется в три раза больше лития, производимого сегодня в мире, что означает увеличение добычи лития на 200% к 2035 году.
Выявлено, что большие электромобили на самом деле хуже для окружающей среды, чем некоторые автомобили с газовым двигателем. Это показывает, что размер и источник топлива одинаково важны.
В недавнем отчете проекта «Климат и сообщество» ( CCP ) подчеркивается, как можно создать городские транспортные системы с нулевым уровнем выбросов с меньшими затратами энергии, связанными с электрификацией. Показано, как даже относительно простые шаги, как меньшие аккумуляторы для электромобилей, могут иметь монументальную отдачу от эффективности использования ресурсов.
CCP работает над тем, чтобы связать требования движения за климатическую справедливость с процессом разработки политики, разрабатывая ориентированные на инвестиции предложения государственной политики, которые нацелены на пересечение климатической справедливости и искусственной среды.
Продажи автомобилей и зависимость от них будут продолжать расти устойчивыми темпами, а двигатели внутреннего сгорания (ДВС) постепенно уступят место полной электрификации. Но поскольку на рынке электромобилей доминируют большие автомобили и внедорожники, мы можем поменять проблему с ископаемым топливом на электрифицированную, что увеличит спрос на добытые металлы для аккумуляторов.
Батареи могут сыграть ключевую роль в электрификации будущего, но их производство остается проблематичным. Чтобы удовлетворить потребности бурно развивающейся отрасли электромобилей и возобновляемых источников энергии, нам потребуется добывать огромное количество сырья, в частности, лития, кобальта, никеля и марганец — для производства аккумуляторов. Добыча этих металлов оказывает сильное воздействие на окружающую среду — удаляются большие площади земли и требуется огромное количество воды. Всё это может привести к отравлению близлежащих резервуаров. и отвод воды от местных сообществ.
Кроме того, добыча металлов связана с нарушениями прав человека и детским трудом. И хотя стартапы и технологические гиганты в равной степени продвигают переработку этих металлов, мы, вероятно, еще не скоро сможем снизить спрос на добычу полезных ископаемых.
Обезуглероживание транспортного сектора
Так каков наиболее справедливый в глобальном масштабе путь к обезуглероживанию транспортного сектора — источника выбросов номер один? Как переход на возобновляемые источники энергии может избежать создания новых зон жертвоприношения — где разрушаются экосистемы, нарушаются права и разгораются социальные конфликты под лозунгом борьбы с климатическим кризисом?
Отмечается, что сосредоточение внимания исключительно на электрификации — без целостной перестройки наших городских транспортных систем с целью сокращения числа частных автомобилей при одновременном повышении мобильности — будет контрпродуктивным как с точки зрения климата, так и с точки зрения социальной справедливости.
А ключ к обезуглероживанию транспорта будет лежать в расширении переработки лития при резком сокращении количества лития, необходимого за счет уменьшения размеров аккумуляторов электромобилей.
По сравнению с электрификацией транспорта при нынешних показателях владения транспортными средствами в отчете представлены сценарии, которые уменьшают зависимость от автомобилей и ограничивают размеры аккумуляторов электромобилей, что может снизить спрос на литий на 18–66 процентов. Простое ограничение размера батарей для электромобилей может снизить спрос на литий на 42%, даже если количество автомобилей на дорогах и частота их использования останутся прежними.
Однако есть одно вопиющее предостережение: во всех смоделированных сценариях, кроме последнего и наиболее эффективного по литию, спрос на литий в США все равно будет значительно превышать текущее мировое производство. Хотя потребность в новых литиевых рудниках, вероятно, неизбежна, в отчете показано, как можно обеспечить глубокую декарбонизацию пассажирского транспорта экологически и социально ответственным образом.
Создание справедливой, доступной и полностью электрифицированной транспортной системы требует полного переосмысления многих городских политик и инфраструктуры, ориентированных на автомобили.
Для справедливого и устойчивого перехода к городскому транспорту электрификация частных транспортных средств должна осуществляться в тандеме с созданием новых транспортных систем, которые облегчают жизнь, работу и отдых без автомобиля. Некоторые пути включают в себя более плотные районы метро, которые облегчают поездки на общественном транспорте. Некоторые рассматривают создание инфраструктуры, отдающей предпочтение общественному транспорту, велосипедному и пешеходному транспорту, а не автомобильному.