Большая часть выбросов при доставке грузов в Китае приходится на грузовой транспорт, однако до повсеместной электрификации тяжёлого наземного транспорта ещё далеко.
Последний этап экспресс-доставки в Китае, как правило, проходит на захудалом трёхколесном электровелосипеде, проносящемся по окрестностям, чтобы доставить посылки в пункт назначения, поэтому среди населения эта отрасль в целом имеет репутацию экологически безопасной.
Однако эта пасторальная картина – лишь последний, наиболее заметный этап развития отрасли с высоким уровнем выбросов, которая в будущем будет производить еще больше парниковых газов.
На магистральный транспорт приходится 94% всех выбросов в секторе доставки, где последняя миля внутригородского транспорта, управляемая электрическими трехколесными велосипедами, составляет лишь малую часть. Однако большинство усилий по снижению выбросов углекислого газа пока направлено на упаковку или складирование.
Поезда – наиболее эффективный способ перевозки грузов с наименьшими выбросами углерода. В 2022 году поездами было отправлено всего 4,8 млрд. посылок, что составляет 0,05% от общего годового объёма посылок. Самолёты перевозят примерно в два раза больше посылок, чем поезда, но выбрасывают в атмосферу в 33 раза больше углерода. Между тем грузовой автотранспорт занимает промежуточное положение с точки зрения эффективности, но большая часть выбросов в этом секторе приходится на грузоперевозки.
Грузоперевозки – это то, что некоторые называют “золотой серединой” усилий по декарбонизации. Электрификация – самый простой способ отказаться от ископаемого топлива и снизить выбросы, но пока эта технология используется в основном на небольших автомобилях, рассчитанных на меньшие расстояния и лёгкие грузы. Для тяжёлого наземного транспорта доступность альтернативных источников энергии при такой ёмкости батарей остается крайне низкой. Остаются и некоторые технические препятствия, а многие передовые технологии дороги и сложны для масштабного применения.
Недавно несколько логистических компаний опубликовали свои собственные цели по декарбонизации в Китае. Например, изменить маршруты доставки, заменить топливозаправщики на грузовики, работающие на новых источниках энергии, больше использовать поезда, а также ориентировать клиентов на изменение их ожиданий и привычек в области доставки. Прежде всего, предприятию необходимо осознать свою роль на климатическом фронте, и хорошим началом может стать разработка целей по декарбонизации.