Великий Гэтсби

GE`TSBI1 - Великий Гэтсби

Сходил вчера вечером на новую экранизацию «Великого Гэтсби» База Лурмана.
Фильм хорошо идет в прокате, но отзывы критиков получает самые разные. Кому-то фильм нравится, кто-то равнодушен, некоторые пишут разгромные рецензии. Причем вне зависимости от того, нравится им или нет первоисточник, роман Ф. Скотта Фитцджеральда.
Меня можно причислить к тем, кому фильм понравился. Я считаю, он великолепен. Более того, это отличная и верная экранизация романа, что не слишком-то связано с предыдущим утверждением. Я никогда не видел самые старые экранизации «Гэтсби», но версия Лурмана намного превосходит экранизацию с Робертом Редфордом и Мией Фэрроу.
У «Гэтсби» Лурмана великолепный видеоряд, и это вынуждены признать даже наиболее сильно настроенные против него критики (хотя многим из них это тоже не нравится). Я не думаю, что можно сказать, будто фильм переносит нас в Нью-Йорк двадцатых: сомневаюсь, что в 1920 город был настолько насыщен цветом, движением, звуком. Нам показывают вымышленный образ, в котором все куда больше, светлее, шумнее, все пропитано жизнью. И это идеально подходит повествованию, которое ведет Ник Каррауэй, оглядывающийся на важный период в своей жизни: ведь наши мечты всегда ярче окружающей действительности. И золотое время никогда не бывает таким ярким, каким становится в наших воспоминаниях.
Я человек, связанный прежде всего со словами, и в фильме для меня самыми важными стали именно они. В «Гэтсби» много текста самого Фитцджеральда: в диалогах, в нарративе, в субтитрах – и я только рад этому. Нет никого более лиричного, чем Фрэнсис Скотт, и фильм верно ухватил эту его черту.
Великий ГэтсбиАктерская игра тоже великолепна. Дэзи в исполнении Кэри Маллиган помогла мне понять одержимость Гэтсби куда лучше, чем Миа Фэрроу; я тоже был бы одержим ею. Признаться, меня смущал выбор Леонардо ДиКаприо на главную роль. Главный недостаток «Гэтсби» с Робертом Редфордом – сам Редфорд. Он великолепный актер, в этом нет сомнений, но слишком уж красивый, изящный, уверенный в себе, крайне убедительный Джей Гэтсби в каждой своей сцене. Но Роберт Редфорд – один из успешных людей, а Джей Гэтсби – один из тех, кто изо всех сил пытается быть успешным, пытается достичь того, что дано Редфорду от природы, и это различие между ними крайне важно… и именно оно делает фильм с Редфордом неудачным. Я боялся, что версия Лурмана пострадает от того же: мне нравится Леонардо ДиКаприо еще с тех пор, как я впервые увидел его в фильме «Быстрый и мертвый» в роли Кида. В этой работе, в «Титанике», да в каждой своей заметной роли ДиКаприо играет самоуверенного, красивого, нахального типа, который всегда уверен, кто он, и не подвержен сомнениям или страхам… то есть – полную противоположность Гэтсби.
Но такого актера в фильме не было. Был новый, изменившийся ДиКаприо, какого я никогда не видел прежде. Кид, и Джек, и все остальные попросту исчезли, и остался один только Гэтсби – пытающийся изо всех сил чего-то достичь, мечтающий как никто другой.
И мне понравилось.
Концовка разбила мне сердце точно так же, как разбивает его каждый раз роман, когда я его перечитываю. Как он разбил мне сердце тогда, в начале семидесятых, когда я впервые прочитал «Гэтсби».
Теперь я готов признаться: я крайне необъективен. «Гэтсби» – одна из моих любимых книг. Этот роман имеет огромное значение лично для меня, он крайне сильно повлиял на мой характер. Романтик во мне отождествляет себя с Джеем Гэтсби (и иногда – с Ником Каррауэем). Я знаю, что значит гнаться за тем самым «зеленым огоньком». Так что я не буду притворяться, будто объективен в своей оценке.
Я люблю книгу, я люблю эту историю, и я люблю этот фильм. Сходите на него.
«И среди невеселых мыслей о судьбе старого неведомого мира я подумал о Гэтсби, о том, с каким восхищением он впервые различил зеленый огонек на причале, там, где жила Дэзи. Долог был путь, приведший его к этим бархатистым газонам, и ему, наверно, казалось, что теперь, когда его мечта так близко, стоит протянуть руку — и он поймает ее. Он не знал, что она навсегда осталась позади, где-то в темных далях за этим городом, там, где под ночным небом раскинулись неоглядные земли Америки.
Гэтсби верил в зеленый огонек, свет неимоверного будущего счастья, которое отодвигается с каждым годом. Пусть оно ускользнуло сегодня, не беда — завтра мы побежим еще быстрее, еще дальше станем протягивать руки… И в одно прекрасное утро…
Так мы и пытаемся плыть вперед, борясь с течением, а оно все сносит и сносит наши суденышки обратно в прошлое».

Дж. Р. Р. Мартин