Стартрек или последний путь во тьму

start poster - Стартрек или последний путь во тьму
Фильм “Стартрек: Возмездие” оказался классическим представителем жанра космооперы — зрелищным и нелогичным.

До премьеры “Возмездия” обновленный “Звездный путь”, первая часть которого вышла в 2009 году, казался жемчужиной из серии “и вашим, и нашим”: гики наслаждались возвращением на экраны легендарного экипажа “Энтерпрайза”, любители блокбастеров — эпической гибелью планеты Вулкан, киноманы — лихо закрученными в сюжете временными спиралями и трогательными сценами в исполнении двух Споков, Закари Куинто и Леонарда Нимоя.

В “Стартреке” 2013 года тоже обнаружились некоторые плюсы, главный из которых, конечно, злодей Хан в исполнении Бенедикта “Шерлока” Камбербэтча. К слову, приличный уровень актерской игры продемонстрировали только британцы: драматическую составляющую фильма, превозмогая, вытягивал Камбербетч, комедийную — балагур Саймон Пегг в роли инженера Скотти.

star_trekЕще одним “лучом света в темном царстве” (это, кстати, завуалированный каламбур, ведь оригинальное название фильма переводится как “Звездный путь во тьму”, а штампованное словцо “Возмездие” появилось исключительно благодаря русским локализаторам) стала открывающая сцена: кровавые лианы неведомой планеты в сочетании с шафранными одеждами и выбеленными лицами ее обитателей радовали глаз и вселяли в зрителей оптимизм.

Увы, напрасный.

Если в 2009 году любители научной фантастики с восторгом наблюдали многочисленные примеры того, что картины про космос и инопланетян вполне могут быть неглупыми, логически непротиворечивыми и хорошо сыгранными, то 2013 год все расставил по своим местам. В “Возмездии” герои дружно пренебрегли здравым смыслом, субординацией, а также линиями, которые сами же кропотливо выстраивали в предыдущей серии.

Зачем лейтенант Ухура уступила место главной романтической привязанности мистера Спока капитану Кирку? В оригинальном сериале есть гомосексуальный подтекст — но за него традиционно отвечал азиат Сулу, который здесь, наоборот, проявлял чудеса маскулинности, особенно при запугивании противника красочным описанием, каким именно видом оружия тот будет разорван в мелкие клочья.

В чем заключался сакральный смысл спойлера, который выдал появившийся в кадре буквально на минуту Спок-Из-Будущего? Назвав Хана самым опасным противником, с которым он сталкивался в своей жизни, престарелый полувулканец фактически обесценил любое последующее приключение “Энтерпрайза”.

Ну и концовка. Основой любого сюжета является конфликт — а сценаристы “Возмездия” финалом фильма лишили население мира “Стартрека” повода конфликтовать между собой. Хотя о чем это я — им повод не нужен, в “Возмездии” они вообще не ищут мотива для своих действий. “Я — капитан Кирк, я не хочу ничего решать, я хочу вперед, в рукопашную!”.