«Расцвет империи»: Ева Грин и спецэффекты

300 rise of an empire poster1 - «Расцвет империи»: Ева Грин и спецэффекты

Хотя фильм «300 спартанцев» получил средние отзывы критиков и сорвал не самый большой куш в 2007, появление сиквела к нему всегда казалось неизбежностью. Стильная графика Фрэнка Миллера, воплощенная на киноэкране Заком Снайдером со все замедленной и ускоренной съемкой, какая только поместилась в хронометраж, всегда была достойна продолжения. И оно появилось.

«300 спартанцев: Расцвет империи», пусть снятое и не Снайдером, держит его марку в каждом кадре. Более того, несмотря на знакомый стиль и слишком знакомые сюжетные повороты «300 спартанцев: Расцвет империи» так же, как и первая часть, держит внимание зала, показывая на экране грандиозные сражения, созданные при помощи лучших современных спецэффектов. Не говоря уже о том, насколько великолепна злодейка в исполнении Евы Грин.

Действие фильма переносит противостояние персов и греков со скалистого побережья на морские волны. «Битва Артемисии» происходит в одно время со сражением спартанского царя Леонида и его воинов с армией Ксеркса: греческий воин Фемистокл (Салливан Стэплтон) со своей армией сражаются с персидским флотом, во главе которого стоит названая сестра Ксеркса, Артемисия (уже упомянутая прекрасная Ева Грин). В этих событиях нашлось место как политике, так и семейной драме, и в фильме показаны они обе. Впрочем, все это – лишь обрамление того, в чем заинтересован зритель – кровавая резня, бойня, сражения и убийства. И «300 спартанцев: Расцвет империи» более чем угождает зрителю в этом его желании.

Первый фильм закончился так, что его продолжение неизбежно было бы наполнено стилизованным кровопролитием, но «Расцвет империи» вместо того, чтобы начаться с финала предыдущего фильма, хронологически пересекается с первой частью: сценарий, написанный по графическому роману Миллера «Ксеркс», рассказывает о событиях, произошедших до «300 спартанцев» и во время них. Сценаристы неплохо справились с раскрытие как новых, так и старых персонажей: в фильме вновь появляются Лена Хэди в роли Горго, супруги Леонида, и Дэвид Венхэм – единственный выживший из трехсот спартанцев, благодаря чем продолжение выглядит только более естественным. Кроме того, к роли Ксеркса вернулся Родриго Санторо, о его герое рассказывают больше, чем ожидалось, и это радует.

Вместе с тем, решение сделать сюжет именно таким мешает развитию действия ровно в той степени, сколько работает на расширение вселенной франшизы. На появившихся вновь актеров приятно посмотреть, и их появление легко заинтересовывает зрителя в продолжении… но эта линия не так уж хорошо работает на развитие сюжета. На самом деле знание о том, что в это же время армия Леонида сражается с войсками Ксеркса, лишает интереса к фильму. Фемистокл, по большому счету, заявляет, что их сражение на море – попытка потянуть время, пока не умрут триста спартанцев. Ожидание развязки не завладевает зрителем, и дюжина (или около того) речей о чести, свободе и «новой эре» не слишком помогают делу. Но у «Расцвета империи» есть другой козырь в рукаве.

Ключевым достоинством фильма стали великолепно стилизованные сражения и ошеломительные визуальные эффекты. Мир «Расцвета империи» крайне похож на мир первой части. Ноам Мурро полностью уловил стиль Зака Снайдера. Более того, «Расцвет империи» оказывается удивительно большим, чем очередная последовательность стильно снятых драк в ярком, ирреальном мире. Не сильно большим, но все же.

Красота графического романа, переданная Снайдером в киноленте, стала решающим фактором успеха «300 спартанцев». Она и великолепные сражения. И кубики пресса. В фильме «300 спартанцев: Расцвет империи» тоже есть все это. Кроме того, за семь лет после выхода первой части в 2007 существенно улучшились компьютерные спецэффекты. Или в этот раз просто на них было потрачено намного больше денег. Какой бы ни была причина, спецэффекты в «Расцвете империи» феноменальны, и каждый бой – это целый ряд великолепных кадров. Ускоренная и замедленная съемка активно использовались в «300 спартанцах» в попытке задать соответствующий динамике битвы темп повествования. Во второй части Мурро использует эту же технику, чтобы остановить великолепные кадры и дать возможность рассмотреть каждый из них.

Наконец, во второй части есть злобный антагонист и чертовски хорошая актриса, играющая эту роль. Артемисия в «Расцвете империи» мстит грекам, и ее ненависть к этой стране и народы показана в каждом ее ударе и каждой ее горящей стреле. Ева Грин вкладывает столько энергии в страсть Артемисии, сколько создатели фильма – в его визуальную составляющую.

Большая часть актерского состава играет хорошо. Стэплтон, сменивший Джерарда Батлера в главной роли, наделен тем же непомерными героизмом и чуть меньшими кубиками пресса. Он неплох: произносит пафосные речи с нужной громкостью и рвется в бой с подходящим ситуации воинственным воплем. Впрочем, он не дотягивает до Грин, и в итоге их общая ключевая сцена с мирными переговорами, быстро переходящими в жесткий секс, выглядит весьма странно.

Но в целом «300 спартанцев: Расцвет империи» можно коротко описать так: это Фрэнк Миллер. Масштабные кровопролитные сражения, полуобнаженные люди, много бестолковых диалогов о чести и прочем. Примерно из этого и состоит сага «300 спартанцев», и «Расцвет империи» укладывает своего предшественника на лопатки великолепным миром, воплощенным в компьютерной графике, и великолепными битвами, разворачивающимися у нас на глазах. Этот фильм – великолепное зрелище, не очень-то вдохновляющее на последующие размышления. Разве что вы вспоминаете Еву Грин – и вам вновь становится страшно.

Джереми Кирк, сайт firstshowing.net