Помпеи: Глаз радуется, мозг отдыхает

Pompei retsenziya - Помпеи: Глаз радуется, мозг отдыхает
Мощные взрывы и разрушительные катаклизмы служат отличным способом отвлечься от надоедливой линии мести и поверхностной любовной истории.

Сложно назвать «Помпеи» хорошим фильмом, как минимум, с исторической точки зрения. Ладно, история о древнем римском городе, разрушенном в 79 году н. э. во время извержения расположенного рядом вулкана Везувия, никогда раньше не была показана на большом экране в высокобюджетном фильме. И пока речь идет о страшной катастрофе, фильм разыгрывает эту мелодраму с потрясающими спецэффектами как по нотам. Но вот сюжет, вплетенный в удачный фильм-катастрофу, вторичен и полон штампов. Очевидно, создатели действовали по формуле «Титаник» + «Гладиатор», заменив айсберг пламенным извергающимся вулканом. Но пока напряженность растет вместе с огненной магмой волнения, сам фильм обрушивается на зрителя горой пепла. «Помпеи» могут считаться кинематографическим достижением с точки зрения зрелищности, но все связанные с фильмом впечатления начинаются и заканчиваются тем, насколько он приятен глазу.

«Гладиаторская» часть сюжета связана с главным героем фильма Мило (Кит Харингтон) и посвящена, очевидно, линии его возмужания: от раба – к гладиатору, от гладиатора – к противнику римского правления. Мило – последний представитель своего племени, всех остальных убили римские солдаты, когда он был еще маленьким мальчиком. Много лет рабства и боев спустя Мило обнаруживает себя в Помпеях – пышном прибрежном городе, жителей которого нисколько не волнуют постоянные землетрясения и осыпающаяся из-за них пыль со старых зданий.

Здесь-то Мило и встречает юную Кассию (Эмили Браунинг), в которую немедленно влюбляется. Но высокое происхождение Кассии приводит к неприязненной реакции окружающих, когда она отвечает взаимностью на страстную влюбленность раба. Чтобы ублажить Рим (а заодно запустить руку в имперскую казну), семья Кассии обещает выдать ее замуж за приехавшего в Помпеи сенатора Корвуса (Кифер Сазерленд). И по коварному распоряжению судьбы (и традициями мелодраматических фильмов) именно Корвус оказывается лидером того отряда римлян, который вырезал семью Мило. В сюжете немедленно появляется линия мести – и все это происходит еще до того, как от стоящей рядом горы начинает подниматься дымок.

С самого начала сценарий к «Помпеям», написанный, а затем переделанный несколькими людьми, кажется историей, которую все мы уже неоднократно слышали. Влияние «Гладиатора» вообще чувствуется во всех масштабных картинах, где фигурируют мечи и сандалии, последние четырнадцать лет, и пока что незаметно, чтобы оно ослабевало. Но в целом «Помпеи» больше похожи на своеобразную версию «Титаника»: история запретной любви, обрамленная повествованием о трагической и масштабной катастрофе.

И даже на этом штампы в фильме не заканчиваются. В нем множество персонажей, которые идентичны типажам из фильмов, ставших вдохновением для создателей «Помпей»: и звезда сериала «Остаться в живых» Адевале Акинойе-Агбаже в роли помощника главного героя – чрезвычайно мудрого для своих лет чернокожего, и герой Сазерленда – высокопоставленный, но такой отвратительный антагонист, которого невозможно не сравнивать с аналогичным антагонистом «Титаника». Они настолько похожи, что Билли Зейн кажется идеальной кандидатурой на эту роль.

Но пока история катится по накатанной дорожке от одного знакомого поворота к другому, внимание зрителей приковано к экрану, благодаря режиссуре и исполнению фильма, особенно второй его половины, когда начинается извержение. «Помпеи» – новая режиссерская работа Пола У. С. Андерсона, известного тем, что он предпочитает стиль содержанию, и ответственного за каждую новую часть «Обители зла», которая появляется в прокате каждые пару лет (на случай, если кто-то переживает, следующая выйдет в 2015 году). Андерсон – из тех режиссеров, чьи работы сильно разнятся по уровню. «Помпеи» не самый плохой вариант, особенно если учесть, что сильные стороны фильма заключаются как раз в том, насколько хорошо Андерсон разворачивает эпическую картину разрушительной катастрофы.

Спецэффекты фильмов-катастроф многие годы были одими из лучших. Сейчас компьютерная графика и цифровые эффекты давно оставили позади моделирование и рисунки: удачное их применение держит внимание зрителя прикованным к экрану вне зависимости от того, что именно происходит с сюжетом. И спецэффекты фильма «Помпеи» не исключение: их можно назвать как угодно, но только не плохими. По большому счету, именно спецэффекты делают фильм настолько захватывающим и интересным, насколько он может таковым показаться.

В конце концов, мощные взрывы и разрушительные катаклизмы служат отличным способом отвлечься от надоедливой линии мести и поверхностной любовной истории. Боевая сторона фильма проработана существенно лучше его эмоционального содержания: Браунинг и Харингтон играют неплохо, но не более того, а Сазерленд играет своего злодея так упоенно, что тот оказывается больше смешным, чем угрожающим. В общем-то, этим можно описать и весь фильм «Помпеи»: это впечатляющее зрелище, особенно для не насыщенного событиями дня, но не ждите, что в ближайшие годы будете вспоминать этот фильм каждый раз, когда услышите о Помпеях.

Джереми Кирк, сайт firstshowing.net