Догонялки с Риддиком, часть третья

Риддик

Сложно винить сценариста и режиссера нового «Риддика», Дэвида Туи, в том, насколько фильм похож на «Черную дыру», с которой все когда-то начиналось. Франшиза, возглавляемая Вином Дизелем, прошла через целую череду изменений. И по большому счету, «Риддик» – это возвращение к форме, найденной в «Черной дыре». Это куда более мрачный хоррор-экшен об убийце из далекого будущего, сильно отличающийся от эпического блокбастера девятилетней давности, «Хроник Риддика». Во второй части Туи пошел было по пути «Звездных войн», к масштабному зрелищу, но всеобщее неприятие фильма было достаточно сильным, чтобы заставить режиссера передумать. И теперь каждая минута «Риддика» – тот самый фильм категории В, каким была «Черная дыра».
По новому сценарию Туи, Риддик оказывается на пустынной планете (как того и хотели фанаты). Еще до начальных титров разыскиваемого всеми убийцу предают и оставляют умирать некромонгеры, армией которых он обзавелся в конце «Хроник Риддика». И теперь, застряв на планете, где полным-полно изощреннейших способов умереть, Риддик вновь вынужден обрести свои звериные инстинкты и показать, на что он способен. Конечно же сильно пригождается ему и операция на глазах, благодаря которой Риддик видит в темноте.
Но после некоторого времени (достаточно долгого, чтобы вырастить себе гиеноподобного спутника и домашнего любимца), Риддик узнает, что живущие под землей твари вот-вот должны пробудиться. Ему необходимо быстро выбраться с планеты, и быстрейший способ быть найденным для убийцы в розыске – это рассказать всему миру, где именно он находится.
С самого начала третьего фильма сценарист-режиссер показывает, что он осознал ошибки прошлого в виде запутанного, неинтересного блокбастера, каким были «Хроники». Для «Черной дыры» был хорош именно минимальный бюджет и небольшое количество персонажей, пытавшихся пережить нападения инопланетян, была хороша простота, с которой сняли фильм. «Риддик» унаследовал эту простоту (и, быть может, некоторую безмозглость) первого фильма и придерживается именно ее.
Риддик видит в темнотеПосле прибытия на планету двух команд охотников за головами сюжет уходит в сторону от истории выживания Риддика и перевоплощается в игру в догонялки. По структуре «Риддик» отчетливо напоминает «Черную дыру»: первые полфильма все бегают за Риддиком, вторые полфильма, когда наступает ночь (или, в данном случае, сезон дождей), спасаются от атакующих их тварей.
В фильме есть даже яркие персонажи, большая часть которых – попросту копия второстепенных героев «Черной дыры». Кэйти Сакхофф не смогла бы сыграть персонажа более злобного, но ее героиня и внешне, и по характеру является самым настоящим клоном персонажа Рады Митчелл. Есть и религиозник, которого Риддик засыпает вопросами о том, где же именно находится бог, хотя едва ли фильм нуждается в цитировании «Черной дыры». В сюжете нашлось место даже для родственника одного из героев первого фильма.
Несмотря на ужасающее сходство с «Черной дырой» «Риддик» все равно фильм неплохой. В основном, благодаря тому, что являет собой чистое, незамутненное развлечение. Туи заполняет похожее до боли на «Черную дыру» пространство плоскими персонажами, которые раз за разом смешат знакомыми шутками, и впечатляющим экшеном. Сюжет «Черной дыры» развернут в «Риддике» куда масштабнее, компьютерная графика выглядит более убедительной, а работа каскадеров раз за разом заставляет затаить дыхание.
В итоге, «Риддик» – именно тот фильм, которого ждали фанаты этого персонажа. И именно тот фильм, в котором нуждалась франшиза в целом. Сам Риддик во время рассказа от первого лица упоминает, что он стал мягче, слабее. Возможно, это можно расценивать как замечание Дэвида Туи касательно второго фильма, у которого ограничение по возрасту было мягче, чем у первой и третьей части приключений Риддика. Но на этот раз «Риддик» – жестокий, прямолинейный научно-фантастический фильм с большим количеством экшена. И остается только надеяться, что Туи последует своему же примеру, когда займется четвертой частью.
Джереми Кирк, сайт firstshowing.net